Общая схема нашего эксперимента 2^2 представлена в табл. 2. Для представления игры в развернутой и нормальной форме составлялись протоколы однократной игры, когда для каждой сессии из 8—12 субъектов случайным образом выбирались игроки под номерами 1 и 2, проводился контроль выбросов и составлялись пары для участия в одном раунде. В представлении игры в развернутой и в нормальной форме участвовали разные группы субъектов, ранее не имевшие подобного опыта. Для создания условий однократной игры выраженные в центах выигрыши, указанные на рис. 1 и в табл. 1, умножались на 20. Обе формы игры также фиксировались при помощи протокола повторяющейся игры с участием тех же. Участники таких сессий подбирались один раз и случайным образом с произвольным распределением между ними ролей игроков под номерами 1 и 2. Затем они играли в игру, состоящую из 20 периодов, но точное число периодов было им неизвестно. Все пары были приглашены для участия во втором эксперименте, но число его сессий не совпадало с первым экспериментом, так что игроки могли ожидать значительно большего количества периодов.
За приход вовремя для участия в сессии игроки получали по 5 долларов, а по ее завершении они получали выигрыш в частном порядке. Прежде чем отобрать субъектов, информацию о них тщательно проверяли с использованием нашего банка данных, чтобы исключить тех, кто уже участвовал в предыдущем эксперименте.
Выявление чужих намерений и «чтение мыслей»
Равноценность нормальной и развернутой формы представления игры с теоретико-игровой точки зрения порождает две гипотезы, которые можно противопоставить другим гипотезам, сформулированным с учетом реципрокности.
Гипотеза Н1: развернутая версия однократной игры по сравнению с ее нормальной формой будет способствовать кооперации на левой ветви дерева игры; отсутствию кооперации на правой его ветви. Это обусловлено тем, что более высокий выигрыш от кооперации может побудить некоторых игроков выбрать левую ветвь, и они будут координировать свои усилия в целях достижения кооперативного результата, тогда как игроки, выбравшие правую ветвь игры, направят усилия на достижение некооперативного результата.
Гипотеза Н2: в случае повторяющейся игры тенденция к кооперации со временем усилится на обеих ее ветвях, но кооперация будет более тесной при представлении игры в развернутой, а не в нормальной форме, поскольку первая облегчает понимание замыслов противника.