Последователи Пиаже в своих исследованиях установили, что в целом Пиаже был прав в отношении возраста, в котором дети впервые демонстрируют различные навыки или понимание. Так, исследования понимания сохранения свидетельствуют о том, что дети усваивают сохранение массы или вещества примерно к 7 годам. То есть они понимают, что количество глины одинаково вне зависимости от того, какую форму принимает глиняный шар, форму блина или какую-либо другую. Примерно к 8 годам дети обычно понимают сохранение веса, но только к 11 годам они осознают сохранение объема.
Исследования навыков классификации так же подтверждают наблюдения Пиаже, показывая, что примерно в 7 или 8 лет ребенок впервые усваивает принцип классового включения. То есть что подклассы входят в состав более крупных классов. Бананы входят в класс «фрукты», фрукты входят в класс «еда» и т. д. Дошкольники также понимают, что бананы — это фрукты, но они еще не полностью осознают взаимоотношение между классами, т. е. что класс «фрукты» является крупным классом, включающим все бананы, а также все другие подтипы, например апельсины и яблоки.
Любите азарт? Играйте в казино вулкан 24 игровые автоматы и выигрывайте.
Хорошую иллюстрацию этих нескольких когнитивных изменений приводит раннее лонгитюдное исследование Каролин Томлинсон-Кйзи и ее коллег. Они изучали группу детей из 38 человек начиная с детского сада и в течение трех классов школы, ежегодно тестируя их по 5 традиционным заданиям на конкретные операции: сохранение массы, веса и объема; классовое включение; иерархическая классификация. Как вы видите на рис. 6.4, дети улучшают результаты по всем пяти заданиям в течение трехлетнего периода. Один из скачков отмечается на возрастном периоде между окончанием детского сада и началом 1-го класса, другой скачок — в течение 2-го года обучения.