Последнее, что хотелось бы отметить, — это то, что не только ЭВМ развивается и совершенствуется. Происходят изменения и в звене «человек». На самом деле, если человек заставляет ЭВМ учиться разговаривать, овладевать естественным языком, интеллектуальными способностями, т. е. теми областями, где он намного сильнее, то ЭВМ вынудила человека пересмотреть свой язык, требования к определению понятий, обогатила знаниями, вычислительными способностями, развивает мышление, позволяет раскрепостить творческий потенциал. Человек изменяется медленнее, он более консервативен, поэтому можно предсказать, что и в дальнейшем ЭВМ будет больше приспосабливаться к человеку. Возможно вам понадобится гидроизоляция балкона.
С одной стороны, машина заставила пересмотреть свой язык, более строгб подходить к определению многих понятий, дисциплинировала мышление, но, с другой — заставила и специалистов, и неспециалистов более пристально посмотреть на того же человека, его возможности, определить необычайно широкие его способности в интеллектуальной сфере, которая сильнее других задействована в диалоге с компьютерным устройством. Например, впечатляющими фактами снабжают нас шахматисты, чей уровень оперативной памяти и оперативного мышления вызывает восхищение человеческими способностями. Психолог А. Вине писал, что если бы можно было заглянуть в голову шахматиста, мы увидели бы там целый мир ощущений, образов, идей, эмоций и страстей, бесконечное брожение состояний сознания.
Ряд шахматистов в истории шахмат демонстрировали свои способности играть сеансы одновременной игры вслепую. После А. Алехина, сыгравшего в 1925 г. 28 партий, рекорд увеличил аргентинский гроссмейстер М. Найдорф. Он провел вслепую сеанс против 45 шахматистов. В 1960 г. 27-летний шахматист Я. Флеш вел одновременно, не глядя на доски, 52 партии. Во время игры он находился не в зале, а соседней комнате и руководил передвижением шахматных войск через связного. Через 4 часа связной не выдержал нервного напряжения и упал в обморок. Сеанс продолжался 13,5 часа: выиграна 31 партия, 18 — закончились вничью и только 3 — проиграно. Во время турнира Я. Флеш удерживал в памяти информацию о 1728 фигурах, которые в различных комбинациях перемещались по 3456 клеткам.