Мы также подсчитали возможным для еще более чистой картины эксперимента распространить часть принципов, требований на экспериментатора, а часть — на испытуемого. И тем самым четко различить функции участников совместно выполняемой экспериментальной деятельности. В лабораторных условиях такое разделение легко поддается контролю и изменению.
По нашему мнению, экспериментатор должен подобрать такой объектный материал, который:
1) достаточно оригинален, увлекателен для испытуемых, логически ясен для экспериментатора;
2) удобен экспериментатору для регистрации и обработки данных;
3) должен обладать широтой диапазона, достаточной для развертывания всей психологической картины решения проблемы, для построения ситуаций различных степеней сложности и ситуаций мыслительных задач. Возможно вас заинтересуют оригинальные подарки.
При этом испытуемый должен иметь возможность: а) длительно работать в эксперименте; б) работать во внешнем и внутреннем плане действий; в) действовать в «поверхностном» или «глубинном» слоях экспериментального поля; г) не ограничивать свою деятельность каким-либо предлогом; д) переделывать предлагаемое задание. Нетрудно заметить, что основная идея предоставляемых испытуемому возможностей — это как можно больше свободы и как можно меньше различных ограничений. Важно, чтобы испытуемый не чувствовал себя скованным ни инструкциями экспериментатора, ни пространством экспериментального поля, ни временем работы в эксперименте. Как видим, это то отличие, что не позволяет указанный метод объединять с методами интеллектуального тестирования.