Человек как целостная личность, склонная к самотворению, изучен через сочинение «Интервью с самим собой». В сочинении в ходе констатирующего самоанализа, определения факторов, тормозящих саморазвитие, и предполагаемых путях дальнейшего самосовершенствования давалась наука логики каждому студенту разносторонне представить себя. В сочинении предстает человек со своими качествами не только в данный момент, но и в прошлые периоды жизни. Предложенный план помогает студенту повернуться к себе со стороны разных граней: общеличностной или морально-этической, когнитивной, эмоционально-чувственной, межличностно-коммуникативной, «вкладовой» и т. д.
Обнаружены тончайшие переходы в психологическом облике человека от эмоциональной настроенности, синкретичности в понимании своего внутреннего мира до аналитического расслоения себя на составляющие. Специализированное проникновение в глубь себя заставило взглянуть человека впервые на себя с системноструктурных позиций.
Многие студенты впервые получили возможность объемного самовидения и самостоятельного самопрогнозирования собственного психического развития в будущем, если они захотят сами использовать свои предложения как программу самовоспитания.
Статистические подсчеты и предложенный коэффициент измерения способности к саморазвитию помогает определить своего рода эталонные психологические портреты студентов с тем, чтобы достижения каждого испытуемого сравнить с эталонными образцами комплексного типа, а коэффициента способности к саморазвитию одного из них сравнить с коэффициентами других студентов, включая и средний показатель совокупного субъекта.