Естественно, начинать каждый должен с себя - в отношении дел, поступков и поведения, «чтобы не произошло вреда званию, не надобно позволять себе неблаговидностей, в которых нет нравственного зла, но в которых не достает порядка, и которые дают случай неблагоприятным мнениям... Когда расположение к недоброму мнению готово, всякий случай, сколько-нибудь неблаговидный, усиливает худое мнение; при таких обстоятельствах никакая осторожность не будет достаточна, но тем не менее нужна бдительная осторожность» [Мудрые, 1996, с. 28-29]. Не меньшая требовательность необходима в отборе, построении материалов, текстов: «Опасение, что худо напишешь, — мирское. Опасение, чтобы не написать много или мало, часто бывает того же рода. Надобно опасаться, чтобы не написать больше того, что говорит истина, или меньше того. Сия осторожность не так трудна, и она только надобна... Только на истине и правде основать можно спокойствие себе и другим». <...> «Лучше употребить осторожность, может быть, и ненужную, нежели не употребить осторожности, может быть, нужной; сим не будет нанесено вреда никакому доброму делу». Возможно вам понадобится оплетка на руль.
Польза и значимость иностранных языков в жизни людей неоспорима, они помогают понять глубину и суть многих явлений в жизни общества, всего мирового сообщества. Это мощное средство ученые, исследователи, писатели, ораторы, проповедники духовной жизни использовали и используют для аргументации, объяснения, сравнения, примеров, расширения собственного мировоззрения и возможностей, передачи своих знаний другим. Блестяще это удавалось многим представителям духовенства, до сих пор несущим свет и добро, в православном понимании спасение многим людям. Необыкновенной нравственной чистотой, согревающей сердце и душу, наполнены авторские труды святителя Луки (Войно-Ясенецкого), святителя Филарета Московского, иеромонаха Серафима (Роуза), игумена Илариона (Алфеева), святителя Николая Сербского, митрополита Вениамина (Федченкова), известно, что знание иностранных языков играло большую роль в жизни преподобного Серафима Вырицкого, протоиерея Философа Орнатского и др. Эти люди обладали удивительной способностью совмещения попечения о земном с духовными задачами. Их отличала и безграничная любовь к России и ее народу.
Таким образом, идеи христианской культуры, православия не противоречат положениям гуманистического образования, ориентации на необходимые жизненные ценности, развитие добродетелей, более того они гармонично с ними связаны, оказываясь в первооснове научных направлений. Благодатным временем возможности изучения и использования духовных источников нельзя пренебрегать, но нельзя и манипулировать. Подходить к чистому роднику следует с большой осторожностью, еще лучше - с трепетом и любовью.