Подробный анализ этих процессов позволяет сделать нейро- кибернетическая модель деятельности мозга, описанная в гл. 10. С учетом иерархической организации субсистем А и Б необходимо рассмотреть вопрос об информационной локализации возникшей потребности ъ решении задачи. Эта потребность может быть ясно осознаваемой. Она может соотноситься с определенными условиями социальной среды, в которой оценивается результат решения новой сложной задачи. Можно привести ряд примеров таких осознаваемых, представленных в кодах субсистемы Б, потребностей и связанных с ними задач по созданию принципиально новых научных или технологических продуктов, ценность которых для прогресса человеческих знаний или для новых материальных достижений может быть заранее ясна. В плане личных творческих сложных задач ясно, что осознаваемые потребности могут быть связаны с мотивациями престижа, повышения служебного статуса и другими интересами индивидуума — субъекта творчества.
Однако потребность, определяющая творческую сложную задачу, может иметь другой характер. Например, ученый, проводящий исследования новых явлений и получающий новые и положительно оцениваемые в ученом мире результаты, может, тем не менее, ощущать некоторую внутреннюю неудовлетворенность их объяснением или даже самими результатами. Что-то может его беспокоить, давать повод к размышлениям, хотя на осознаваемом уровне он, казалось бы, должен быть вполне удовлетворен и своим положением, и оценкой его заслуг. Гидроабразив в этом случае неудовлетворенной может быть потребность в получении законченного решения, гармоничного в своей целостности или решения, согласующегося с другими важными идеями, которые в текущей деятельности явно не осознаются. Эта потребность может быть связана с глубоким неосознаваемым уровнем психики ученого.