Я коснусь еще одного пункта и тогда покончу с вопросом о внимании. Существуют различные типы внимания, и разные люди, без сомнения, сильно отличаются друг от друга в зависимости от того, к какому типу они принадлежат. Одни из нас от природы рассеянны, между тем как другие способны без труда проследить связную цепь мыслей, не обнаруживая поползновений отклониться в сторону. Это зависит, по-видимому, от того, что все лица различаются по типу своего поля сознания. У одних это поле очень сконцентрировано и обладает сильным фокусом, так что ход ассоциаций определяется преимущественно фокусным представлением. У других, надо полагать, край поля сознания светлее и в нем мелькают, подобно метеорам, многочисленные образы, которые появляются случайно, оттесняют фокусные представления и вызывают свои собственные ассоциации. Лица последнего типа ежеминутно замечают, что их внимание уклонилось в сторону, и должны возвращать его к первоначальному направлению посредством усилия воли; лица же первого типа, обдумывая какой-нибудь предмет, так глубоко погружаются в размышления, что, когда эти размышления прерваны, остаются на мгновение как потерянные, пока не освоятся снова с внешним миром.
Способность к такому глубокому вниманию, разумеется, есть великое благо. Тот, кто обладает ею, может работать быстрее и с меньшей затратой нервной энергии. Я склонен думать, что никакая тренировка и дисциплина не может особенно значительно развить эту способность в том, в ком ее нет от природы. В той степени, в какой она имеется у данного лица, она, вероятно, составляет его неизменную черту. Но я хотел бы сделать здесь одно замечание, которое мне еще придется повторить по другому поводу: никто, по моему мнению, не должен особенно горевать о том, что в нем слаба какая-нибудь элементарная способность. Возможно вам понадобятся грузоперевозки кран манипулятор.
Описанный выше вид сосредоточенного внимания есть элементарная способность, одна из тех, в наличии которых можно убедиться и которые можно измерить с помощью лабораторных опытов. Но, исследовав эту способность у известного числа людей, мы не можем еще на основании полученных результатов расположить этих людей по степени их действительных и практически приложимых умственных сил. Общая сумма духовных сил человека есть продукт совместного действия всех его способностей.