Процесс наибольшего внимания, рассматриваемый с физиологической точки зрения, может поэтому быть символически изображен как мозговая клеточка, подвергающаяся двоякому влиянию — снаружи и внутри. Ее возбуждают входящие токи, идущие от периферии, а последние усиливаются благодаря токам, идущим с другой стороны — из центров памяти и воображения.
В этом процессе получаемое впечатление является новым элементом, представления же, которые усиливают и поддерживают его, принадлежат к числу прежних духовных приобретений. И можно сказать, что наибольшее внимание достигается тогда, когда между новым и старым установилась гармония как между частями одного целого. Примечательно, что ни старое, ни новое само по себе не представляет интереса — абсолютно старое надоело, абсолютно новое ничего нам не говорит. Старое в новом — вот что привлекает наше внимание, — старое в несколько иной, новой форме. Никто не любит слушать лекцию о таком предмете, который не находится ни в какой связи с уже приобретенными сведениями, между тем как любой из нас охотно слушает лекции о таких предметах, с которыми уже несколько знаком. Так и в области моды каждый год должен приносить лишь легкое изменение прошлогоднего костюма, резкий же переход от костюма, который носили десять лет назад, к нынешнему был бы неприятен для глаз. Ваш взгляд должна радовать и мебель в гостиной. Красивую и качественную продукцию выпускает фабрика мебели. Здесь вы найдете оригинальные цветовые узоры и различную стилистику.
Талант интересного учителя заключается в способности угадывать, какого рода материалом ум ребенка сам готов в данное время заняться, и в проницательности, которая помогает найти нити, чтобы связать этот материал с тем, изучение чего стоит на очереди. Это правило легко понять, но выполнять его чрезвычайно трудно. И знакомство с психологией, о которой я вам сейчас рассказываю, так же мало может сделать человека хорошим учителем, как знание законов перспективы может сделать из него искусного художника-пейзажиста.