Ремонт электродвигателя


15.03.2016

Однако во время классных занятий встречается множество предметов, которые не могут не быть скучными, которые не возбуждают детей и которые нельзя сделать интересными на продолжительное время, даже связав их с чем-нибудь другим. В этих случаях необходимы некоторые внешние приемы, известные каждому учителю, с помощью которых можно время от времени возбуждать произвольное внимание детей и направлять его на изучаемый в данную минуту предмет. В одной лекции, посвященной искусству владеть вниманием учеников, мистер Фитч вкратце перечисляет эти приемы: надо изменять положение тела учеников; можно также изменять их места в классе; после того как каждый ученик отвечал отдельно, все могут иногда отвечать хором; вопросы могут предлагаться в неполной форме, и тогда ученики должны сами говорить недостающие слова; учитель должен следить за особенно невнимательными детьми, чтобы их расшевелить; ученикам следует усвоить привычку отвечать быстро и точно. Повторения, пояснения, примеры, новое расположение частей и нарушение рутинного порядка — все эти средства способны поддерживать внимание и придавать хотя бы некоторый интерес скучному предмету. Но прежде всего сам учитель должен быть живым и подвижным, чтобы заражать учеников собственным примером. Если техника не хочет работать, стоит произвести ремонт электродвигателя.

Однако, в конце концов, все же надо признать тот факт, что некоторые учителя благодаря лишь своей натуре действуют оживляющим образом на учеников и умеют придать интерес своим занятиям, между тем как другие просто не в состоянии этого сделать. Здесь психология и общая педагогика должны признать свою несостоятельность и предоставить выполнение задачи силам, более глубоко заложенным в человеческой личности.