Одна учительница обнаружит блестящий ум в отыскивании точек соприкосновения между новым уроком и тем, что уже знакомо детям из прежних опытов; ее речь будет пересыпана рассказами и воспоминаниями, и челнок интереса будет летать взад и вперед, сплетая новое со старым самым живым и занимательным образом. Другой учитель не обладает такой изобретательностью, и его уроки будут отдавать чем-то мертвым и тяжеловесным. В этом — психологическое значение гербартовского принципа подготовки к каждому уроку и установления связи между старым и новым. В этом — психологическое значение всего метода концентрации при обучении — метода, о котором в последнее время так много говорят. Когда такие предметы, как география, родной язык, история, арифметика, приводятся во взаимную связь, тогда вы получаете целую систему, каждая часть которой представляет одинаковый интерес. Если хотите добавить изюминку в ваш интерьер, стоит заказать потолок грильято.
Правило это заключается в следующем: предмет должен быть излагаем так, чтобы обнаруживались всё новые стороны его, чтобы он вызывал все новые вопросы, — словом, так, чтобы он был разнообразен. От предмета, который не представляет разнообразия, внимание неизбежно уклоняется в сторону. В этом вы можете убедиться на самом простом примере чувственного внимания. Попробуйте упорно смотреть на какую-нибудь точку на листе бумаги или на стене, и вы вскоре заметите, что произошло одно из двух: либо ваше поле зрения затуманилось так, что вы ничего не можете ясно различить, либо вы невольно перестали смотреть на указанную точку и смотрите на что-нибудь другое. Но если вы станете задавать себе различные вопросы об этой точке, например, какой она величины, на каком расстоянии она находится, какого она цвета и т.д., — словом, если вы будете думать о ней и рассматривать ее с различных точек зрения, связывая ее с другими представлениями, то вам удастся удержать на ней свою мысль в течение сравнительно долгого времени. Так именно поступает гениальный человек, в уме которого занимающий его предмет все разрастается, освещаемый попеременно то с одной, то с другой стороны. И так должен поступать со всяким предметом учитель, если не желает слишком часто прибегать к произвольному, вынужденному вниманию учеников. Педагогические приемы, в основу которых положено внимание этого рода, гибельны во всех отношениях: они приводят к слезам и нервному истощению и в то же время не дают удовлетворительных результатов. Наиболее искусным учителем надо считать того, кто умеет вести преподавание, вызывая и поддерживая у своих учеников самопроизвольное внимание.